1. Выбрать удобное место
Даже в эконом-классе есть более комфортабельные места с увеличенным пространством для ног — в передних рядах и у аварийных выходов, и лучше доплатить за них, чем всю дорогу чувствовать себя скованно. На худой конец, можно забронировать крайнее кресло и вытягивать ноги в проход, но это будет мешать окружающим, да и спать удобнее все-таки у иллюминатора. Последние ряды у туалетов — по понятным причинам не лучший вариант. В передней части салона вибрация и качка ощущаются меньше, чем в хвостовой, зато сидеть сзади, по статистике, безопаснее.
2. Запастись интересностями
Даже если на борту есть персональные дисплеи с кино, музыкой и играми, их выбор чаще всего ограничен, и не факт, что что-нибудь из предложенного придется по душе. Посему советуем заранее закачать на смартфон или планшет фильмы (а лучше — сериалы с динамичным сюжетом), плейлисты (и бодрящие, и успокаивающие), книги (в идеале — про путешествия), тонизирующие мозг игры (квесты, аркады, головоломки, симуляторы). Альтернатива гаджетам — старые добрые книги и журналы, если для них хватит места в ручной клади.
Мультимедиа быстро «высаживают» батарею, так что стоит захватить портативное зарядное устройство.
3. И полезностями тоже
Комфортный сон в самолете без специальной подушки — утопия. Проще всего брать с собой надувную дорожную подушку правильной формы — выбрать такую можно лишь методом проб и ошибок. Если стюардесса принесет еще одну, лучше положить ее под поясницу: так и удобнее, и гигиеничнее. В ручной клади хорошо иметь теплую кофту или шарф, ведь на высоте всегда холоднее, да и кондиционеры работают без устали. Обувь и одежда должны быть максимально свободными: чуть заметно давящая резинка спустя пару часов превратится в орудие пыток.
4. Позаботиться о здоровье
Если из-за перепадов давления закладывает уши, не беда: можно зевнуть, без стеснения открыв рот как можно шире, сделать пару жевательных или глотательных движений. С дискомфортом помогут справиться леденцы. Если лучше не стало, следует зажать нос, закрыть рот и попытаться протолкнуть воздух через ноздри — давящее ощущение наверняка исчезнет. Чтобы унять головокружение, достаточно долго смотреть на неподвижный предмет, дыша спокойно и ровно. Ноги будут благодарны компрессионным гольфам, пересохшая слизистая носа — увлажняющим каплям, кожа лица — питательному крему, уставшие глаза — маске для сна и очкам вместо контактных линз.
Специальные беруши для перелетов защищают не только от шума, но и от болевых ощущений из-за перепадов давления. А вот зажимать уши руками нельзя, это может лишь ухудшить состояние.
5. Разминать тело
Долгое ничегонеделание в одной и той же позе чревато последствиями: конечности затекают, спина и шея болят, голова тяжелеет, организм утомляется. Спасением станет пусть и короткая, но энергичная зарядка — в некоторых авиакомпаниях ее даже проводят под руководством бортпроводников. Но размять мышцы можно и самостоятельно, выйдя в проход или не поднимаясь с места. Лучше, конечно, прогуляться между рядами: сначала на носках, потом на пятках, остановиться, облокотившись на спинку кресла, согнуть ногу в колене и рукой подтянуть пятку к ягодицам, сцепить ладони в замок за спиной и вытянуть корпус вверх, а затем округлить спину, наклонив голову вниз.
Если подниматься не хочется, достаточно снять обувь, как следует расшевелить ступни, помассировать голени, притянуть колени к груди, обняв их секунд на 10-15, сжать и разжать кулаки, несколько раз наклониться вперед, назад и в стороны, сделать круговые движения корпусом, сидя на краю кресла.
6. Не злоупотреблять спиртным и таблетками
Многие уповают на алкоголь как на панацею от аэрофобии, но на деле он — враг пассажира: усиливает и без того неприятное обезвоживание, создает лишнюю нагрузку на сердечно-сосудистую систему, повышает риск образования тромбов. А еще на непривычной высоте спирт гораздо быстрее всасывается в кровь, но опьянение столь же быстро улетучивается, уступая место похмелью. Если душа все же требует праздника, стоит ограничиться бокалом легкого светлого пива или, в крайнем случае, белого вина. Увлекаться медикаментами тоже нельзя: разумный максимум — глицин для успокоения, валокордин или корвалол для снятия спазмов и аспирин для профилактики тромбоза.
7. Есть и пить правильно
Специалисты рекомендуют скорректировать рацион еще за день до перелета: исключить острое, соленое и жирное, предпочесть легкие блюда и питательные напитки. На борту тоже стоит отказаться от жареного и жирного, заменив тяжелую пищу на овощи, фрукты, сухофрукты и насыщенные белком орехи. Например, бананы, кукуруза и ананасы содержат природный антиоксидант мелатонин, регулирующий циклы сна и помогающий в борьбе с джетлагом.
8. Контролировать дыхание
Дыхательная гимнастика помогает справиться со стрессом, успокоиться и обрести контроль над ситуацией. Чтобы одолеть панику, придется научиться дышать животом: при глубоком вдохе он должен надуваться, как шарик. Набрав полные легкие воздуха, нужно задержать дыхание, сосчитать до 7 и медленно выдохнуть через рот. Упражнение повторяется не менее 5 минут подряд.
Еще одна эффективная техника: вдох через нос на счет «1-2», медленный выдох через рот на счет от 1 до 6, губы при выдохе свернуты трубочкой.
9. Наслаждаться процессом
Получить удовольствие от полета можно и без особых усилий, если настроиться на правильный лад. Оставить у трапа проблемы повседневности, отдаться предвкушению грядущей поездки, помечтать или узнать что-то новое о пункте назначения: полистать разговорник, выучить пару универсальных фраз, проштудировать путеводитель и ступить на долгожданную землю во всеоружии. А пока за иллюминатором небо — полюбоваться его красотой, рассмотреть облака и причудливые контуры где-то внизу, ощутить полноту момента — это, кстати, и есть ключ к гармонии и во время перелета, и после него.