Есть ли жизнь после плацкарта?

На рынке обсуждают создание железнодорожного лоукостера

Старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов будут использовать для перевозки пассажиров на поездах по сниженным тарифам. Об этой идее заявила Федеральная пассажирская компания в своем годовом отчете. «Плацкарт, не отвечающий требованиям пассажира», – описывает компания новый класс обслуживания «эконом-бюджет». Те, кто хоть раз «имел счастье» прокатиться в плацкарте нефирменного поезда по продолжительному маршруту «Владивосток – Москва», или «горячему» – «Москва – Сочи», не понимает – куда уже хуже?

«И шоб курицей воняло!»

В соцсетях наперебой стали высмеивать затею РЖД. Появились мемы и картинки, но даже на них почти точь-в-точь повторяется уже существующая картина в старом добром плацкарте. Кажется, даже придумать невозможно что-то страшнее этого «класса обслуживания».

“Там не должны еще открываться форточки. И радио должно не выключаться до конца, а еще сортир должен вонять на первые и последние три-четыре купе. Тогда будет норм лоукостер. Правдивый. Да, и зимой там должно быть аццки холодно, а летом аццки жарко. И никакого чая. Бельё – только бумажное. И на третью полку не матрасы класть, а тоже людей, которые купят билет без мест. И щоб курицей воняло!» – фантазируют «уважаемые» пассажиры РЖД. Единственный вариант эконом-бюджета в российских поездах, который им приходит на ум, – «стоя в промтоварнике».

От «Победы» беды не ищут

Но есть и те, кто не относится к этой идее так уж критично. Достаточно вспомнить опыт первой лоукост-авиакомпании «Победа»: ее тоже многие ругают на чем свет стоит, а при этом дочка «Аэрофлота» является самым покупаемым перевозчиком в стране. На самолеты «Победы» пересел весь основной эконом-сегмент путешественников и выиграл на цене на билеты. А в ситуации с лоукост-поездом, считают на рынке, эта прослойка выиграет, даже не пересаживаясь.

«Есть риск, что лоукост-вагоны станут «зоной отчуждения», куда будут ссаживать «неудобных» пассажиров, в том числе лиц в алкогольном опьянении или лиц, не соответствующих правилам провозки пассажиров. Также, скорее всего, такие вагоны будут пользоваться спросом среди групп солдат, туристов-походников и пр., – всех тех, кто любит путешествовать шумно и весело, а также готовы жертвовать комфортом ради бюджета. Поэтому, на мой взгляд, пассажиры обычных плацкартных вагонов от этого нововведения, возможно, даже только выиграют», – сказал HotLine.travel PR-директор компании Biletix Григорий Луговой.

При этом наблюдатели отмечают, что при создании модели эконом-бюджета на РЖД само понимание системы «лоукост» очень исказилось. У лоукостеров в авиации обычно самые новые самолеты, которые требуют минимального времени на обслуживание в аэропорту, они меньше всего опаздывают и задерживаются, чтобы не переплачивать пассажирам и аэропортам. А в истории со списанными вагонами лоукост-поездов – один смех да грех.